положение о наставничестве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2
Утверждено педагогическим советом
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
гимназии №2
протокол №1 от 30.08.2023 г.

Утверждаю.
Директор Гимназии №2
_____________ Я.М. Стулова
Приказ № 1/71 от 01.09.2023 г.

Положение о системе наставничества педагогических работников
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
гимназии №2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
гимназии №2 г. (далее – образовательная организация) определяет цели, задачи,
формы и порядок осуществления наставничества (далее - Положение). Разработано в
соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа
ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального
образования,
предприятия
и
др.),
который
отвечает
за
реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Дорожная карта - это персонализированная программа, включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его
сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального
и
социального
развития,
честность
и
открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого
и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и
пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях
при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в
образовательной организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы
наставничества педагогических работников в
образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации,
способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению
молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников образовательной организации,
муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном
уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
- содействовать
увеличению
числа
закрепившихся
в
профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической
деятельности
конкретной
образовательной
организации;
ознакомлении с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять
возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.3. В образовательной организации применяется форма наставничества
(«педагог - педагог - молодой педагог образовательной организации») Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной
программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений,
запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества
используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных
эффектов.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в

период между встречами и достичь поставленных целей.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или
иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Традиционная форма наставничества («один на один») - взаимодействие
между более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по
определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог - педагог» - способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации педагог» способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и
достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации
посредством создания необходимых организационно-педагогических и кадровых
условий.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении
(применении) системы (целевой модели) наставничества и
организации
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (Приложение №1) (план мероприятий) по
реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах,
вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения

профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации,
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в
том числе на стажировочных площадках и в базовых организациях с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
-организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации
системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
-фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными, муниципальными и локальными нормативными правовыми актами
образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной

организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества
(предметные кафедры, ШМО, психологические службы, школа молодого учителя,
методический (педагогический) совет и пр.);
- осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать

укреплению

и

повышению

уровня

престижности

преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих
педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических
работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные

затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной
организации.
7.
Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит
в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
- по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

Приложение 1
Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении гимназии №2
№

Наименование этапа

1. Подготовка условий для
реализации системы
наставничества

2. Формирование банка
наставляемых

Содержание деятельности и план
мероприятий
Подготовка и принятие локальных нормативных
правовых актов образовательной организации:
- приказ «Об утверждении положения о системе
наставничества педагогических работников в
образовательной организации»
- Положение о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации,
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- приказ о назначении куратора ОО;
- приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с
письменного согласия их участников на возложение на
них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- подготовка персонализированных программ
наставничества - при наличии в организации
наставляемых.
1) Сбор информации о профессиональных запросах
педагогов.
2) Формирование банка данных наставляемых,
обеспечение согласий на сбор и обработку персональных
данных.

3. Формирование
банка
наставников

4. Отбор и обучение

1) Проведение анкетирования среди потенциальных
наставников в образовательной организации, желающих
принять участие в персонализированных программах
наставничества.
2) Формирование банка данных наставников,
обеспечение согласий на сбор и обработку персональных
данных.
1) Анализ банка наставников и выбор подходящих для
конкретной персонализированной программы
наставничества педагога/группы педагогов.

2) Обучение наставников для работы с наставляемыми:
- подготовка методических материалов для
сопровождения наставнической деятельности;

5. Организация и
осуществление работы
наставнических
пар/групп

- проведение консультаций, организация обмена
опытом среди наставников - «установочные сессии»
наставников.
1) Формирование наставнических пар/групп.
2) Разработка персонализированных программ
наставничества для каждой пары/группы.
3) Организация психолого-педагогической поддержки
сопровождения наставляемых, не сформировавших пару
или группу (при необходимости), продолжение поиска
наставника/наставников.

6. Завершение
персонализированных
программ
наставничества

1) Проведение мониторинга качества реализации
персонализированных
программ
наставничества
(анкетирование).
2) Проведение школьной конференции или семинара.
3) Проведение итогового мероприятия (круглого стола)
по выявлению лучших практик наставничества;
пополнение методической копилки педагогических
практик наставничества.

7. Информационная
поддержка системы
наставничества

Освещение мероприятий Дорожной карты
осуществляется на всех этапах на сайте образовательной
организации и социальных сетях, по возможности на
муниципальном уровне.

Приложение 2

Согласие работника на закрепление за ним наставника

Настоящим я,
(фамилия, имя, отчество работника, занимаемая им должность с названием организации)

даю свое согласие на закрепление за мной с «
«
»
20 г. в качестве наставника

»

20

г. по
?

(фамилия, имя, отчество наставника, занимаемая им должность с названием организации)

, в целях осуществления следующих видов наставничества:

№
п/п
1

Вид наставничества

Ожидаемый результат

Условия

Сроки

Систематическая методическая
поддержка молодых педагогов
(имеющих педагогических стаж
менее трех лет) организации
(Работодателя)

Преодоление профессиональных
затруднений при применении
методов формирующего
оценивания

Посещение, совместное Учебный год
проектирование и анализ
уроков, составление
планов
самообразования

2

«

»

20

г.
/

(дата оформления согласия)

(подпись и расшифровка подписи работника)

/

Приложение 3
Согласие работника на дополнительную работу за дополнительную плату

В соответствии со статьями 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской
Федерации я,
_
(фамилия, имя, отчество работника, занимаемая им должность с названием организации)

даю
свое
согласие
на
выполнение
с
«
»
20 г.
по
«
»
20
г. в течение установленной продолжительности рабочего
дня
наряду
с
работой,
определенной
трудовым
договором
от
«
»
20
г. №
без освобождения от данной работы), за
дополнительную плату в размере
рублей в месяц, следующей
дополнительной работы:
№
п/п
1

Дополнительные
обязанности
Систематическая
методическая
поддержка молодых
педагогов
(имеющих
педагогических стаж
менее трех лет)
организации
(Работодателя)

Ожидаемый
Объем
результат
Преодоление
3
профессиональных
учителя
затруднений у
учителей
естественнонаучного
цикла при
применении методов
формирующего
оценивания

Условия

Сроки

Посещение,
Учебный
совместное
год
проектирование
и анализ уроков,
составление
планов
самообразования

2

«

»
(дата оформления согласия)

20

г.

/
(подпись и расшифровка подписи работника)

/

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ №_
к трудовому договору от «
»
20 г. №
г.

«

»

20

г.

(полное название образовательной организации)

в лице

,
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации полностью)

действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем
«Работодатель», с одной стороны, и
,
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) работника полностью)

именуемый(ая) в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящее
дополнительное соглашение к трудовому договору от «
»
20
г.
№
(далее - Трудовой договор) о нижеследующем:
1. В соответствии со статьями 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской
Федерации Работодатель с письменного согласия Работника поручает ему выполнение
в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой,
определенной Трудовым договором, дополнительной работы за дополнительную
плату:
№
п/п

Дополнительные
обязанности

1.

Систематическая
методическая
поддержка молодых
педагогов (имеющих
педагогических стаж
менее трех лет)
организации
(Работодателя).

2.

Ожидаемый
результат
Преодоление
профессиональных
затруднений у
учителей
естественнонаучного
цикла при
применении методов
формирующего
оценивания.

Объем

Условия

Сроки

3
Учебный
Посещение,
учителя совместное
год.
проектирование
и анализ уроков,
составление
планов
самообразования.

2

Поручаемая Работнику дополнительная работа осуществляется с «
»
20
г. по «
»
20
г. без освобождения от
основной работы, определенной Трудовым договором.

За дополнительную работу, выполняемую в соответствии с настоящим
дополнительным соглашением, Работнику устанавливается доплата в
размере
_
рублей в месяц (выплаты производятся в порядке и на условиях,
предусмотренных локальными нормативными актами Работодателя,
коллективным договором и Трудовым договором).
По соглашению сторон объем, условия и срок выполнения
конкретных видов дополнительной работы могут изменяться
(уточняться) путем оформления дополнительного соглашения к
Трудовому договору.
2. Настоящее
дополнительное
соглашение
является
неотъемлемой частьюТрудового договора и действует с «
»
20 г.
Условия Трудового договора, не затронутые настоящим
дополнительнымсоглашением, остаются неизменными и обязательными для
исполнения сторонами.
3. Настоящее дополнительное соглашение составлено и
подписано в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу,
один из которых хранится у Работодателя, другой передается Работнику.
Работодатель
(полное наименование образовательной организации)

Адрес (с индексом):
Работник:
Паспорт: серия
Выдан:
Адрес (с индексом)

Телефон /факс:
(фамилия, имя, отчество)

№

(кем, когда)

Телефон:
Работник:

От Работадателя:

(ФИО)
(подпись)
(дата)

(должность)
(ФИО)
(подпись)
(дата)
М.П.

Экземпляр дополнительного соглашения получен:
«

»

(дата получения)

20

г.

/
(подпись и расшифровка подписи Работника)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

/

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

376304230083447847618637456882370283188412430391
Стулова Янина Михайловна
С 17.04.2024 по 17.04.2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».