УТВЕРЖДАЮ.
Директор Гимназии №2
_______________ Я.М.Стулова
Приказ №1/72 от 01.09.2025 г.
Положение о Школьной службе медиации
1. Общие положения.
1.1. Служба школьной медиации (далее СШМ) является оформленным
объединением участников образовательной деятельности, реализующим
восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике
деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, и
построению конструктивных отношений в школьном сообществе,
организуется на основании приказа по образовательной организации сроком
на один учебный год.
1.2. СШМ является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам
конфликта должно предлагаться в первую очередь обратиться в СШМ.
2. Правовая основа деятельности службы школьной медиации.
2.1.Конвенция о правах ребёнка.
2.2.Уголовный Кодекс Российской Федерации.
2.3. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 2023 года.
2.4. Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
2.5. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240 об объявлении в
Российской Федерации 2018-2027 г. Десятилетием детства.
2.7.Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» от 07.05.2018 г. №204.
2.8.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года.
2.9. Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2021 г. №656-р «О
внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г.
№ 520-р «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы».
2.10.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014
года №1430-р «О концепции развития до 2020 года сети служб медиации в
целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей»
2.11.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 №
ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации
служб школьной медиации».
2.12.Стандарты
восстановительной
медиации,
утверждённые
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009
года.
2.13. Межведомственный план комплексных мероприятий по
реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации
восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с
которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до
2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г.
2.14.Письмо министерства просвещения Российской Федерации от
28.04.2020 г. №ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций».
3. Принципы деятельности службы школьной медиации.
3.1. Деятельность СШМ основана на следующих принципах
восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением
вреда и правонарушения несовершеннолетних:
3.1.1. Восстановление у участников конфликта/правонарушения
способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй
стороны, переосмысливать и исправлять ее.
3.1.2. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если
стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию,
исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение
взаимной вражды и нормализация отношений.
3.1.3. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего
избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование
более ответственного поведения как важный элемент воспитания.
3.1.4. Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками
заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,
близких и школьного сообщества.
3.2. При проведении восстановительных программ СШМ соблюдает
следующие принципы:
3.2.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное
участие обучающихся (воспитанников) в организации работы службы, так и
обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в
примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и
их законных представителей на предварительную встречу с медиатором,
после которой стороны могут участвовать или не участвовать в
восстановительной программе.
3.2.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство
СШМ не разглашать полученные в процессе медиации сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками
встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая
известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.2.3.Принцип
нейтральности,
запрещающий
медиатору-ведущему
восстановительных программ принимать сторону какого-либо участника
конфликта (в том числе сторону администрации). Медиатор - ведущий
восстановительных программ, в равной степени поддерживает обе стороны в
их стремлении в разрешении конфликта. Нейтральность предполагает, что
СШМ не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может
сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из
участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому
медиатору.
3.2.4.Принцип информирования. Медиатор - ведущий восстановительных
программ, должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути
медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора
(в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной
программе).
3.2.5.Принцип безопасности. Медиатор - ведущий восстановительных
программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной
встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу
со сторонами по отдельности или отказаться от проведения совместной
встречи.
4. Цели и задачи службы школьной медиации.
4.1.Цель СШМ - развить и закрепить как культурную традицию способность
людей к взаимопониманию, а также формировать ответственное поведение и
взаимную поддержку внутри школьного сообщества.
4.2.Цель СШМ - развитие восстановительного способа реагирования на
конфликты и правонарушения детей и подростков.
4.3.Задачами СШМ являются:
4.3.1. проведение восстановительных программ (восстановительных
медиаций,
«кругов
сообщества»,
«школьных
восстановительных
конференций», «семейных конференций») для участников споров,
конфликтов;
4.3.2. обучение обучающихся и других участников образовательной
деятельности цивилизованным методам урегулирования конфликтов и
реагирования на правонарушения детей и подростков;
4.3.3. организация просветительных мероприятий и информирование
участников образовательной деятельности о принципах восстановительного
подхода к реагированию на конфликты и правонарушения детей и
подростков;
4.3.4. насыщение восстановительными практиками существующих в
образовательной организации форм управления и воспитания (таких как
родительские собрания, педагогические и методические советы, классные
часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками
образовательной деятельности;
4.3.5. ограничение административных и ориентированных на наказание
реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и
правонарушения несовершеннолетних;
4.3.6. в
случае
совершения
правонарушения/преступления
обучающимся образовательной организации - взаимодействие с КДН, судом
и другими субъектами системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних с целью координации действий для
реализации принципов восстановительного подхода.
5. Порядок формирования службы школьной медиации.
5.1.Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог,
педагог-психолог или иной работник образовательной организации, на
которого возлагаются обязанности по руководству СШМ приказом
директора образовательной организации.
Куратор (руководитель) СШМ:
5.2.1. поддерживает принципы восстановительного подхода и является
практикующим ведущим восстановительных программ (медиатором);
5.2.2. осуществляет общее руководство деятельностью СШМ,
проектирует работу службы и её развитие;
5.2.3.координирует
примирительные
программы,
осуществляет
взаимодействие с администрацией образовательной организации;
5.2.4.проводит совместно с членами СШМ мероприятия по распространению
опыта деятельности;
5.2.5.анализирует работу, отчитывается перед администрацией школы,
готовит данные ежегодного мониторинга деятельности СШМ;
5.2.6.обеспечивает получение информации о конфликтах и организационные
условия для проведения восстановительных программ;
5.2.7.знает правовые вопросы, связанные с проведением восстановительных
программ.
6. Порядок работы службы школьной медиации.
6.1. СШМ может получать информацию о случаях конфликтов или
правонарушений несовершеннолетних от педагогов, обучающихся,
администрации образовательного учреждения, членов СШМ, родителей.
6.2. СШМ принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в
том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
При необходимости о принятом решении информируются должностные лица
образовательной организации.
6.3. Восстановительные программы проводятся только в случае согласия
конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть
предложены психологическая помощь или другие, существующие в
образовательной организации, формы работы.
6.4. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой
другой
восстановительной
программы
на
основании
своих
профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации,
или невозможности обеспечить безопасность процесса.
6.5. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10
лет, примирительная программа проводится с согласия родителей.
6.6. В соответствии с требованиями ст. 14 Закона №193-ФЗ процедура
медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения – со дня
подписания такого соглашения;
2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации
без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания
такого соглашения;
3) заявление медиатора в Письменной форме, направленное сторонам
после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации
ввиду нецелесообразности её дальнейшего проведения, - в день направления
данного заявления;
4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон,
направляемое медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации –
со дня получения медиатором данного заявления;
5) истечение срока проведения процедуры медиации – со дня его
истечения с учетом положений ст.13 настоящего Федерального закона.
6.7. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут
фиксироваться в письменном примирительном договоре или соглашении.
6.8. При необходимости СШМ передает копию примирительного
договора (соглашения) администрации образовательной организации.
6.9. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре (соглашении), но не
несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в
выполнении обязательств, СШМ может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их
преодоления.
6.10. При
необходимости
СШМ
информирует
участников
примирительной программы о возможностях других специалистов
(социального педагога, педагога психолога, специалистов системы
профилактики,
центра
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной помощи).
6.11. Деятельность СШМ фиксируется в документах службы: приказ
директора образовательного учреждения о создании и работе СШМ, журнал
регистрации
конфликтных ситуаций,
соглашение
о
проведении
примирительной процедуры, примирительный договор (соглашение),
мониторинг деятельности службы школьной медиации, статистический отчёт
о деятельности службы школьной медиации (Приложение №1, 2, 3, 4, 5).
6.12. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия
со стороны родителей. Однако куратор старается информировать и
привлекать родителей в медиацию: участие родителей или согласие на
проведение медиации в их отсутствие является обязательным.
6.13. При необходимости, СШМ получает у сторон разрешение на
обработку их персональных данных в соответствии с законом «О
персональных данных» 152 -ФЗ.
7. Организация деятельности службы школьной медиации.
7.1. СШМ администрация образовательной организации предоставляет
помещение для сборов и проведения примирительных программ (кабинет
социального педагога, педагога-психолога), а также возможность
использовать иные ресурсы образовательной организации (оборудование,
оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
7.2. Должностные лица образовательной организации оказывают СШМ
содействие в распространении информации о деятельности СШМ среди
педагогов и учащихся.
7.3. Администрация образовательной организации содействует СШМ в
организации взаимодействия с педагогами образовательной организации, а
также социальными службами и другими организациями. Администрация
поддерживает обращения педагогов и обучающихся в СШМ, а также
содействует освоению ими навыков восстановительного подхода.
7.4. СШМ может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.
8. Заключительные положения.
8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором
образовательной организации по предложению СШМ, управляющего совета
образовательной организации.