13.02.2024
Пояснительная записка
Методическая разработка внеурочного занятия кружка «Юные биологи исследователи»
Тема :«Методы исследования в биологии»
Класс : 5
Номер занятия в теме: 2занятие в теме «Лаборатория Левенгука» .
Цель занятия: сформировать понятия об основных методах исследования, приборах, инструментах, используемых в биологии для изучения объектов природы.
Задачи:
Образовательные: обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса, закрепить полученные знаний на практике;
Развивающие: анализировать, обобщать, сравнивать факты. Уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свою мысль.
Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: освоение знаний по теме занятия.
Метапредметные:
Познавательные :определение понятий:«методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».
Коммуникативные : осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций, умение аргументировать свое мнение.
Регулятивные :умение регулировать свою деятельность и проводить рефлексию.
Личностные:
Проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значение терминов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД:
1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
2.Продолжить формирование умения выражать свои мысли.
3. Регулятивные УУД:
1. Продолжить формирование умения самостоятельно формировать цель учебной деятельности;
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;
3. Продолжить обучение основам самооценки, самоконтроля.
Личностные УУД:
Проявлять интерес к новому содержанию;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы обучения: словесный, игровой, практический
Формы работы учащихся: индивидуально-групповое, практико-ориентированное
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование Точки роста
Технологическая карта внеурочного занятия
Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемы результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1 этап Организационный момент | Мотивация деятельности | Приветствует учащихся, настраивает их на плодотворную работу, проверяет готовность учеников к работе на занятии. | Приветствуют учителя, обеспечивают произвольное внимание к словам учителя. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к занятию, | Регулятивные:саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание личной заинтересованности к предмету. | |
2 этап Актуализация | Подготовка учеников к работе | «Сегодня мы проведем увлекательное занятие и отправимся в страну исследователей. В стране, что окружает нас, Так много нового подчас. Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. -А вы знаете как устроены живые организмы нашей планеты? Какие организмы растут всю жизнь, почему не мерзнет белый медведь ? На эти и многие другие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. | Ученики отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания. | ||
3 этап Мотивационно-целевой | анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять | https://iu.ru/video-lessons/cca4f789-1def-4b9e-856e-0324fdfc91a7 Постановка проблемных вопросов. Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящено наше занятие? Учитель слушает ответы на свой вопрос. Помогает сформулировать тему занятия, и записывает ее на доске. Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о их назначении (слайды презентации) | Учащиеся выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Вместе с учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии. | Изучение новой темы. | Познавательные: умение сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: Умение слушать собеседников, умение четко выражать свои мысли. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности. |
4 этап Открытие новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Учитель помогает распределить учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности, направляет работу участников группы. Раздает задания, объясняет правила безопасности при выполнении практических работ. | Ученики выполняют задания практической работы. Группа 1. Практическая работа №1 «Измерение высоты стеблей травянистых растений». Группа2. Практическая работа № 2. «Наблюдение за растворимостью веществ в воде». Группа 3. Практическая работа №3 «Определение крахмала в клубнях картофеля» | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. | |
5 этап. Закрепление нового материала | Повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса | Учитель выдает карточки с заданиями. Следит за дисциплинированностью в классе. Помогает ученикам выполнять задания. Слушает устные ответы и корректирует их. | Выполнение заданий. Учащиеся выполняют задания на карточках. Письменно ответить на вопросы: Что такое методы изучения – (это способы, которые используют для познания природы) Перечислите главные методы изучения – (наблюдение, эксперимент, измерение) Какие методы изучения были применены в этих примерах: Цветки одуванчика закрываются перед дождем. (наблюдение); Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12м (измерение); В горячей воде сахар растворяется быстрее, чем в холодной. (эксперимент). | Закрепление знаний о методах изучения природы. | Познавательные: умение выделять главное, умение пользоваться терминами. Коммуникативные: умение слушать друг друга, умение работать и сотрудничать в команде. Личностные: формирование интереса к биологии и окружающей среде в целом. Регулятивные: коррекция и оценка знаний. |
Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Учитель помогает подвести итог уроку. Слушает ответы учеников. | После выполнения заданий, подводят итог уроку. Учитель спрашивает ребят: «Что нового узнали на уроке? Что на ваш взгляд было легко вам выполнять? Что оказалось трудным?» | Закрепление изученного материала. | Познавательные: умение рассуждать, выделять главное. Коммуникативные: умение слушать окружающих. Личностные: осознание значимости обучения. |
Домашнее задание | Учитель на доске записывает домашнее задание. Оценивает учащихся. Прощается. | Ученикам задается провести измерения длины и высоты тела своего домашнего питомца. Учитель завершает урок. |
Используемое оборудование
1.https://iu.ru/video-lessons/cca4f789-1def-4b9e-856e-0324fdfc91a7
2. Лабораторное оборудование: линейка, пробирки, скальпель, пипетка, пинцет.
3.Презентация «Методы исследования в биологии»
Список источников:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник.Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
2. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.04.2024
Дата обновления: 04.04.2024
Дата публикации: 13.02.2024