Методы исследования в биологии

13.02.2024

Пояснительная записка

Методическая разработка внеурочного занятия кружка «Юные биологи исследователи»

Тема :«Методы исследования в биологии»

Класс : 5

Номер занятия в теме: 2занятие в теме «Лаборатория Левенгука» .

Цель занятия: сформировать понятия об основных методах исследования, приборах, инструментах, используемых в биологии для изучения объектов природы.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса, закрепить полученные знаний на практике;

  • Развивающие: анализировать, обобщать, сравнивать факты. Уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свою мысль.

  • Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: освоение знаний по теме занятия.

Метапредметные:

  • Познавательные :определение понятий:«методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

  • Коммуникативные : осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций, умение аргументировать свое мнение.

  • Регулятивные :умение регулировать свою деятельность и проводить рефлексию.

Личностные:

  • Проявлять интерес к новому содержанию;

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значение терминов, сравнивать и выделять признаки.

  2. Коммуникативные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

2.Продолжить формирование умения выражать свои мысли.

3. Регулятивные УУД:

1. Продолжить формирование умения самостоятельно формировать цель учебной деятельности;

2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;

3. Продолжить обучение основам самооценки, самоконтроля.

Личностные УУД:

  1. Проявлять интерес к новому содержанию;

  2. Оценивать собственный вклад в работу группы.


Методы обучения: словесный, игровой, практический

Формы работы учащихся: индивидуально-групповоепрактико-ориентированное

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование Точки роста

Технологическая карта внеурочного занятия

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемы результаты

Предметные

УУД

1 этап

Организационный момент

Мотивация деятельности


Приветствует учащихся, настраивает их на плодотворную работу, проверяет готовность учеников к работе на занятии.


Приветствуют учителя, обеспечивают произвольное внимание к словам учителя.

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к занятию,


Регулятивные:саморегуляция.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Личностные: осознание личной заинтересованности к предмету.

2 этап

Актуализация

Подготовка учеников к работе

«Сегодня мы проведем увлекательное занятие и отправимся в страну исследователей.

В стране, что окружает нас,

Так много нового подчас.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

-А вы знаете как устроены живые организмы нашей планеты? Какие организмы растут всю жизнь, почему не мерзнет белый медведь ? На эти и многие другие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи.

Ученики отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания.



3 этап Мотивационно-целевой

анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Показ видео сюжетаХочу такой сайт

https://iu.ru/video-lessons/cca4f789-1def-4b9e-856e-0324fdfc91a7

Постановка проблемных вопросов.

Для чего нам необходимо изучать природу?

Чему будет посвящено наше занятие?

Учитель слушает ответы на свой вопрос. Помогает сформулировать тему занятия, и записывает ее на доске.

Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о их назначении

(слайды презентации)

Учащиеся выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Вместе с учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.





Изучение новой темы.

Познавательные: умение сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседников, умение четко выражать свои мысли.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности.

4 этап

Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения


Учитель помогает распределить учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности, направляет работу участников группы. Раздает задания, объясняет правила безопасности при выполнении практических работ.

Ученики выполняют задания практической работы.


Группа 1. Практическая работа №1

«Измерение высоты стеблей травянистых растений».


Группа2. Практическая работа № 2. «Наблюдение за растворимостью веществ в воде».


Группа 3. Практическая работа №3 «Определение крахмала в клубнях картофеля»


Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

5 этап.

Закрепление нового материала

Повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса

Учитель выдает карточки с заданиями. Следит за дисциплинированностью в классе. Помогает ученикам выполнять задания. Слушает устные ответы и корректирует их.

Выполнение заданий.

Учащиеся выполняют задания на карточках. Письменно ответить на вопросы:

Что такое методы изучения – (это способы, которые используют для познания природы)

Перечислите главные методы изучения – (наблюдение, эксперимент, измерение)

Какие методы изучения были применены в этих примерах:

Цветки одуванчика закрываются перед дождем. (наблюдение);

Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12м (измерение);

В горячей воде сахар растворяется быстрее, чем в холодной. (эксперимент).

Закрепление знаний о методах изучения природы.

Познавательные: умение выделять главное, умение пользоваться терминами.

Коммуникативные: умение слушать друг друга, умение работать и сотрудничать в команде.

Личностные: формирование интереса к биологии и окружающей среде в целом.

Регулятивные: коррекция и оценка знаний.


Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Учитель помогает подвести итог уроку. Слушает ответы учеников.


После выполнения заданий, подводят итог уроку. Учитель спрашивает ребят: «Что нового узнали на уроке? Что на ваш взгляд было легко вам выполнять? Что оказалось трудным?»




Закрепление изученного материала.

Познавательные: умение рассуждать, выделять главное.

Коммуникативные: умение слушать окружающих.

Личностные: осознание значимости обучения.

Домашнее задание


Учитель на доске записывает домашнее задание. Оценивает учащихся. Прощается.

Ученикам задается провести измерения длины и высоты тела своего домашнего питомца. Учитель завершает урок.




Используемое оборудование

1.https://iu.ru/video-lessons/cca4f789-1def-4b9e-856e-0324fdfc91a7

2. Лабораторное оборудование: линейка, пробирки, скальпель, пипетка, пинцет.

3.Презентация «Методы исследования в биологии»

Список источников:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник.Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

2. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.04.2024

Дата обновления: 04.04.2024

Дата публикации: 13.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».