Директор Гимназии №2
Утверждаю
Я.М.Стулова
Приказ № 1/70 от 01.09.2025
Положение о профилактической работе в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №2
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о профилактической работе (далее – Положение)
разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 24.06.1999 №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным
кодексом РФ, Уставом и локальными актами школы.
1.2. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения
профилактической работы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении гимназии №2 (далее - Гимназии №2), порядок постановки на
внутришкольный учёт и снятия с учёта обучающихся.
1.3. В Положении применяются следующие понятия:
- профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система
социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
правонарушениям,
антиобщественным
действиям
обучающихся,
осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с
обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному
выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении,
а также по их социально- педагогической реабилитации и (или) предупреждению
совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, обучающийся
образовательного
учреждения,
который
вследствие
безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные деяния;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая
обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья,
где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним;
- учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в
социально опасном положении (далее - внутришкольный учет), - система
индивидуальных
профилактических
мероприятий,
осуществляемая
образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей,
находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных
проявлений в среде обучающихся, выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся, социальнопедагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально
опасном положении.
II. Основные цели и задачи профилактической работы
2.1. Цель профилактической работы: использование системы воспитательных
воздействий, направленных на формирование позитивной социальной
ориентации.
2.2. Основные задачи: предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном
положении
или
группе
риска;
оказание
педагогической
помощи
несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в
обучении; оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей, выявление и
пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий, проведение информационной
разъяснительной работы среди учащихся и их родителей.
III. Механизм профилактической работы в школе
Направление деятельности, ответственное лицо
Классные руководители:
1. Сбор информации об обучающихся, отсутствующих в школе (ежедневно).
2. Сбор данных о пропусках уроков учащимися «группы риска»
(ежедневно).
3. Установление причины неявки ребенка на занятия: беседа с одноклассниками;
согласование с родителями, посещение семьи.
4. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации
его жизнедеятельности: беседа, тестирование, классификация проблем,
рекомендации.
Администрация:
1. Организация деятельности по разрешению проблем ребенка:
- согласование в деятельности (ознакомление с Уставом школы, условиями
обучения, права, обязанности и пр.);
- индивидуальная работа с обучающимися (вовлечение во внеурочную
деятельность, систему дополнительного образования);
- постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с
общественными организациями (родительский комитет, Совет
профилактики, КДН и ЗП и др.).
Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного
образования, классный руководитель:
1. Отслеживание результатов работы:
-ведение документации (списки, индивидуальные карточки, социальный
паспорт семьи; индивидуальные тетради работы с учащимися девиантного
поведения и др.);
- отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных
результатах (согласно циклограмме);
- проведение Совета профилактики.
2. Изучение, обобщение результативного опыта воспитательной и
профилактической работы заместителем директора по учебно-воспитательной
работе, заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями.
IV. Постановка обучающихся на внутришкольный учет.
4.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта
принимается на заседании Совета профилактики (далее - Совет).
4.2. Исходя из статей 5, 6, 14 Федерального закона № 120 - ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» основанием для постановки на профилактический учет
считаются:
4.2.1. нарушение требований Устава школы, правил внутреннего распорядка дня
для обучающихся;
4.2.2. злостное уклонение от учебы или систематические пропуски учебных
занятий без уважительных причин;
4.2.3. неуспеваемость по итогам четверти по одному и более предметам;
4.2.4. нарушение хода учебного процесса;
4.2.5. причинение морального вреда окружающим:
а) оскорбление и унижение чести и достоинства одноклассников, сверстников и
работников школы (по результатам расследования, основанном на личном
заявлении пострадавшего),
б) нецензурные выражения в общественном месте (на основании письменной
информации свидетелей),
в) вмешательство в личную жизнь окружающих посредством угроз, телефонных
звонков, sms- сообщений, писем (основанном на личном заявлении
пострадавшего).
4.2.6. Нанесение материального ущерба:
а) порча личного имущества учащихся и работников школы (одежда, учебные
принадлежности, личные вещи: телефон, очки и.т.д) (на основании личного
заявления пострадавшего и составления акта комиссии),
б) порча школьного имущества (столы, стулья, скамьи, спортивный инвентарь,
компьютерная и теле-видео техника таблички-указатели, сантехника, столовые
принадлежности),
4.2.7. Создание ситуаций, угрожающих здоровью и жизни окружающих:
а) организация игр с огнеопасными, взрывчатыми веществами, пахучими и
химическими реактивами, а также колющими и режущими предметами,
б) нарушение правил пожарной безопасности и техники безопасности во время
учебной и внеурочной деятельности.
4.2.8. Социально опасное положение:
а) безнадзорность (по заявлениям учителей, жителей, акты обследования
жилищных условий),
б) бродяжничество или попрошайничество, (факты уходов из дома на основании
заявления родителей и классных руководителей).
4.2.9. Совершение противоправных действий в социуме школы и по месту
жительства: а) хулиганство (заявление жителей, очевидцев),
б) некорректное поведение во внеурочное время в общественных местах (по
сообщениям очевидцев по единичному случаю).
4.2.10. Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков.
4.2.11. Курение в помещении школы и на прилегающей к ней территории.
4.2.12. Совершение правонарушения, повлекшего меры административного
воздействия.
4.2.13. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого
наступает уголовная ответственность (по личному заявлению пострадавшего или
его родителей, объяснительной нарушителя, медицинского заключения, опроса
очевидцев и решения Совета).
4.2.14. Постановка на внутришкольный учет.
4.3. Основания для постановки на учёт семьи, в которой родители (законные
представители):
4.3.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию
своих детей.
4.3.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно
влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные
действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию,
распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.).
4.3.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение.
4.3.4. Имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих
на учёте в образовательном учреждении.
4.4. На заседании Совета обсуждается и утверждается план индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными
представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и
ответственные лица.
4.5. Классный руководитель доводит решение до сведения родителей (законных
представителей), если они не присутствовали на заседании Совета по
уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и
номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта.
4.6. Социальный педагог ведёт журналы учёта учащихся и семей, состоящих
на внутришкольном учёте, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.
V. Снятие с внутришкольного учета.
5.1. Позитивные изменения указанных в настоящем положении
обстоятельств жизни обучающегося:
5.2. Выбытие из Гимназии №2 по причине:
- переход в другое учебное заведение;
- перемена места жительства;
- завершение обучения.
VI. Проведения индивидуальной профилактической работы.
6.1. Индивидуальная
профилактическая
работа
в
отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи
несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным
действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Школьным Советом совместно с классным руководителем разрабатывается план
профилактической работы с данным несовершеннолетним.
6.2. Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно
разработанному
совместно
со
школьным
Советом
профилактики
правонарушений плану и все результаты заносит в свой дневник на страницу,
отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним. Классный
руководитель
проводит
анализ
профилактической
работы
с
несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете или в КДН, ведет
контроль учебной и внеурочной деятельности несовершеннолетнего.
6.3. Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним родители ставятся в
известность классным руководителем или членом школьного Совета
профилактики правонарушений. В случаях отсутствия несовершеннолетнего,
стоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины в
школу сразу вызываются его родители.
6.4. Если
пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся
систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание
Совета, где рассматриваются вопросы:
6.4.1. невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию
несовершеннолетнего;
6.4.2. уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение
домашних заданий, делинквентное поведение на уроках).
6.5. Школьный Совет имеет право ходатайствовать перед администрацией:
- о вынесении благодарности учащимся;
- о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий
для учащегося в течение четверти;
- о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для
учащегося во время каникул;
- об установлении срока сдачи задолженностей по предметам и осуществлении
контроля за их выполнением.
6.6. Школьный Совет профилактики правонарушений выносит решение об
обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав при Администрации Нелидовского муниципального округа:
-о
проведении
профилактической
работы
с
несовершеннолетними,
употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные
вещества,
привлекавшимися
к
административной
ответственности,
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебновоспитательных учреждений закрытого типа;
- о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего
деяние, за которое установлена административная ответственность;
об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием
несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях
муниципального уровня.
- об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего,
состоящего на учете.
-
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.